«Мы не рассказываем о науке —
мы делаем её вдохновением»

НАУЧНЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ ТЕАТР

Основан в 1937 г.

В 2025 г. Московский планетарий возрождает
«Научный Звёздный театр»
и приглашает на спектакли под звёздным куполом!

История «Научного Звёздного театра» началась в далёком 1937 году. Всего в истории Московского планетария было три звёздных театра.

«Коперник» – это один из спектаклей, который входил в трилогию: «Галилей» (1937 г.), «Джордано Бруно»(1938 г.), «Коперник» (1939 г.).

Режиссером и исполнителем главной роли первой постановки «Коперника» 1939 года выступил А. Панкрышев.

В 2025 году спектакль «Коперник» обрёл новую драматургию, актуальный мультимедийный и иммерсивный формат.

Первый — первый «Звездный театр» планетария появился в 1937 году.

…С самого открытия планетария в Москве главной задачей его деятельности стала театрализация лекций, составляющих основную нагрузку планетария. Вот почему уже в 1937 году появились первые спектакли о борцах за научное мировоззрение. Они назывались просто: «Галилео Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник» (к слову сказать, две большие статуи Бруно и Галилея стояли в фойе планетария).

Спектакли представляли собой живописные романтические рассказы о героях науки. Авторами были, как правило, сотрудники самого Московского планетария. Например, автором «Галилео Галилея» был известный методист и популяризатор астрономии кандидат педагогических наук Виталий Алексеевич Шишаков. Также в создании этих спектаклей принимал участие профессор Константин Львович Баев, немало труда в создание и режиссуру этих спектаклей вложил первый директор и создатель планетария Константин Николаевич Шистовский – человек разнообразного таланта и большого артистического дара.

Не случайно он был близким другом Константина Сергеевича Станиславского и Николая Павловича Охлопкова.

Известно, что Дмитрий Смолин был сценаристом и режиссером-постановщиком спектаклей в Московском планетарии в 1937—1941 гг…

Деятельность первого, так называемого «научного театра», остановило начало войны.

Второй — после войны состоялись постановки и выступления второго «Звёздного театра». В 1950-е гг. нашлись энтузиасты: очень много времени уделяли идее театра такие крупные режиссеры, как Завадский, Охлопков, режиссер театра им. Моссовета Осетинский. Шла работа над спектаклем «Истина дороже» о жизни, героической деятельности и гибели итальянского философа Джордано Бруно.

В 1957 году в Московском планетарии был создан любительский театр ПХУТЭМ (Планетарский Художественный Театр Эстрадных Миниатюр). Инициатором создания театра был известный в то время популяризатор науки, детский писатель и поэт, научный сотрудник планетария, фронтовик Владимир Чухров. Основным жанром театра были пародии (порой ловко замаскированные) на различные негативные явления в научно-просветительской деятельности. Актерами были сами сотрудники планетария и приглашенные актеры из ведущих театров Москвы. Консультировал же участников сам Аркадий Райкин. Отлаженные отношения с московскими театрами позволили обеспечить ПХУТЭМ всем необходимым инвентарем и бутафорией.

В числе актеров ПХУТЭМа числились выдающиеся ученые-астрономы: Е.К. Страут, Б.А. Максимачев, С.В. Широков и др. ПХУТЭМ выезжал на гастроли и выступал во многих городах республик СССР. Театр прекратил существование в 1975 году после смерти его основателя В. Чухрова.

Третий — в конце 1980-х появился «Планетариум–театр», или «Фантастический театр». Его организаторами стали выпускники театральных вузов. Купольный зал стал оригинальной сценой, а декорациями служило звёздное небо. Спектакль «Маскировка», поставленный по пьесе Генри Каттнера, вызвал большой интерес у московской публики – привлекали «фантастическая» тематика и необычный для театральных постановок круглый зал с куполом. Театр проработал до 1994 года.

Первым спектаклем стала музыкальная постановка «Вселенная Николая Рериха» режиссера Сергея Скрипкина, главную роль в которой исполнял Сергей Королев, актер Большого театра. Постановку сопровождала проекция на купол планетария картин художника.

Спектакли «Звезда Вифлеема» и «История, рассказанная в Иерусалиме» шли всегда с аншлагом.

Также были поставлены спектакли: «Маскировка», который, по сути, явился зарождением интерактивной постановки, вовлекая зрителя непосредственно в участие в действии (зал представлял собой внутренность космического корабля); «Смерть» по мотивам сатирической комедии Вуди Аллена 1975 года «Любовь и смерть» (сюжет разворачивается на фоне России эпохи наполеоновских войн, где герои рассуждают о философских и мировоззренческих проблемах).

Невозможно не отметить антрепризный спектакль «Калигула» (по одноименной пьесе Альберта Камю), который шел при использовании оборудования планетария – аппарата «Планетарий». Автором сценария и постановщиком был Олег Осетинский, знаменитый российский кинодраматург, кинорежиссер, преподаватель музыки, писатель, журналист. Главную роль исполнял французский актер Лоран Шанто, роль придворного поэта — Михаил Мамаев. Однако в связи с закрытием Московского планетария в 1994 году на ремонт, театр прекратил свое существование.

При подготовке информации о театрах планетария были использованы воспоминания К. А. Порцевского (директор планетария с 1972 по 1987 год).

Четвертый — в год своего 96-летия Московский планетарий возрождает традиции просвещения через искусство и культуру, вновь превращая Большой Звёздный зал в театральное пространство «Научного Звёздного театра».